Русское ювелирное искусство (продолжение)

29 мая 2013

Произведения прикладного искусства, в том числе ювелирные изделия, сопровождают нас на протяжении всей жизни. Многие предметы давно ушли из быта, их названия забыты, а назначение непонятно. Вряд ли наши современники знают, для чего служили “паж” или “уховертка”, как употреблялась “кнопка” для сыра, что такое “братина” и “карнэ”. Историю русского ювелирного искусства невозможно вместить в небольшой статье, поэтому мы остановимся на отдельных интересных предметах.

Пожалуй, не было такого уголка на Руси, где не работали бы золотых и серебряных дел мастера. В царских и патриарших мастерских, посадах, в серебряных рядах, в поместьях крупных феодалов и в монастырях — везде плавили, ковали и чеканили серебро. В столице уклад внутренней жизни дворца требовал множества золотых и серебряных изделий: посуды, украшенного оружия и конской упряжи, драгоценных окладов икон, ларчиков для украшений и коробочек для белил. Невозможно перечислить все многообразие драгоценных вещей, выходивших из рук мастеров-ювелиров.

Древнерусская золотая и серебряная посуда повторяла округлые формы народной деревянной и керамической утвари. Мастера-ювелиры не только чувствовали красоту металла, но и умели ее показать в изделии. На поверхности оставляли много “глади” — не покрытого орнаментом металла. Изделия украшали серебряными и позолоченными деталями, чеканкой и яркими узорами эмали, внутреннюю поверхность золотили, чтобы серебро не окислялось. Вот как выглядит описание пира при царском дворе в Патриаршей Крестовой палате 15 августа 1671 г.: “А кушанья несли Преображенского стрельцы на руках, а питья несли патриаршие дети боярские и подъячие романею и ренское и бастр в кубках, накрыв чарками с запасными тех же питей налитыми кружечками для заполнки, а мед красной в воронку, а белый в кружке серебряной”.

Кроме своего прямого назначения быть посудой для питья серебряные ковши, братины, кубки и стопы широко использовались для “пожалований”, то есть подарков или наград за различные заслуги и подвиги. Обычай награждать приближенных от царского имени серебряной посудой, мехами, тканями, шубами и другими предметами существовал в России на протяжении нескольких столетий. Серебряная посуда сначала рассматривалась как материальная ценность и замена денежного довольствия. С XVII в. она приобрела значение почетной награды, на ней стали вырезать царский титул и герб, чеканить имя награжденного и его заслуги.

Со второй половины XVII в. главными предметами пожалований стали серебряные ковши. Кубки и стопы почти не встречались. Размер и вес ковша зависел от общественного положения награжденного и важности его заслуги, то есть награда давалась “смотря по прибыли и по человеку”.

В XVII в. в Кремле существовало специальное хранилище — Образцовая палата, где собирались драгоценные кресты и панагии, иконы, книги, церковная утварь, различные реликвии, принадлежавшие царской семье. После смерти владельца, многие из этих икон вместе с серебряной посудой попадали в гробницу в Архангельском соборе или отсылались “на помин души” в крупный монастырь.

Посадские серебряники работали для более широкого круга людей, чем царские и патриаршие мастера. В своих лавках они продавали небольшие чарки, стаканы, ложки, “белильницы”, коробочки для румян, оклады для икон. Эти предметы, сделанные большей частью из низкопробного серебра, но тщательно украшенные, входили в быт не только городского населения, но и части крестьянства.

Ювелирное искусство всегда было тесно связано с модой. Из воспоминаний современников известно, что русский царь Иван Грозный на торжественных приемах надевал на все пальцы кольца и перстни. Женщины привязывали кольца черной тесьмой к кисти руки, пришивали их к платью, бантам, надевали на шею на шнурке. Мужчины нашивали их на шляпы. В XVIII в. кольца перестали носить одновременно на всех пальцах, но некоторые модницы умудрялись нанизать на один палец пять колец!

Древним и широко распространенным украшением являлись серьги. Встречались “голубцы”, напоминавшие стилизованные фигурки птиц, повернутых друг к другу спинками. Такие серьги украшались бусинами из камней, жемчугом и эмалью. На рубеже XVII-XVIII вв. появилась новая национальная форма русских серег с квадратными и трапециевидными подвесками из драгоценных камней и крупных жемчужин. Интересны серьги, низанные из мелкого речного жемчуга, легкие и нарядные по форме, они служили прекрасным дополнением к народному костюму.

В XVIII в. русское ювелирное искусство развивалось теми же путями, что и западноевропейское, сохраняя черты самобытности. В связи с изменениями в экономике и реформами Петра I возникла необходимость в новых видах золотых и серебряных изделий, а также в новых наградах за заслуги перед Отечеством. В самом конце XVII в. был учрежден первый русский орден святого Андрея Первозванного. Знаки ордена состояли из большой шитой серебром восьмиугольной звезды с девизом “За веру и верность” и собственно знака ордена — косого “андреевского” креста голубой эмали с изображением святого. Знак-крест носили на широкой голубой ленте через плечо, в торжественных случаях — на груди на золотой цепи, украшенной цветными эмалями.

При Петре I в России появился и дамский орден, связанный с неудачным Прутским походом русской армии 1711 г. Как гласит предание, Екатерина I пожертвовала все свои драгоценности для подкупа турецкого главнокомандующего, чтобы избежать пленения всей русской армии. В память этих событий и был учрежден орден, первоначально названный “Освобождение”. При жизни Петра I этого ордена была удостоена только Екатерина I. В дальнейшем он стал орденом св. Екатерины, и им награждались придворные дамы. Правда, известен курьезный случай, когда кавалером ордена стал мужчина. Это был тринадцатилетний сын А. Д. Меншикова — Александр, обладавший необычайной застенчивостью. В петровское время в России появился еще один вид награды — эмалевый царский портрет, украшенный драгоценными камнями, близкий по значению к орденам. На обороте портрета помещалась надпись “За храбрость”, подчеркивающая военный характер заслуг награждаемого.

В XVIII в. появились серебряные столовые сервизы, первый сделали Петру I в 1711 г. Он состоял из блюд, тарелок, вилок, ножей, жаровен. В это же время чай стали употреблять как напиток, а не только как лечебное средство, поэтому начали изготавливать такие предметы как самовары, чайники, чайницы и ситечки, полоскательницы, сахарницы и щипцы для сахара. Одновременно с русским самоваром бытовал западноевропейский сосуд для нагревания воды на спиртовке — бульотка.

В XVIII в. в Россию стали приезжать иностранные ювелиры, которые работали с учетом вкусов русских заказчиков. Тогда модно было носить одежду, усыпанную драгоценностями и иметь в карманах миниатюрные поделки, украшенные эмалью, камнями и цветным золотом. Широко вошли в быт табакерки, несессеры, веера, флаконы и коробочки. Комнаты украшали вазами, люстрами, столы — письменными приборами.

В XIX в. изменились форма, орнаментация и ассортимент ювелирных изделий. Керамическая посуда вытеснила парадную питьевую и столовую серебряную посуду. Появился спрос на иные предметы — подсвечники, канделябры, вазы, письменные и туалетные приборы. Со второй половины XIX в. со значительным опозданием по сравнению с керамикой и бронзой, получила развитие серебряная скульптура малых форм — литые фигурки, помещаемые на крышках ваз, на печатях в качестве рукоятей, на письменных приборах.

На рубеже XIX и XX вв. вновь возник интерес к древнерусскому искусству, и в ювелирном деле стали повторять формы предметов, давно не употреблявшихся в быту: ковшей, братин, чарок. Они использовались в качестве декоративных сосудов, призов и подарков. В наши дни большое место среди ювелирных изделий занимают украшения. Мастера используют как традиционные, так и необычные для ювелирного дела материалы. В своей работе они часто обращаются к музейным собраниям, которые дают возможность изучать материальную культуру нашей страны и наследовать ее традиции.

Глоссарий

Братина — сосуд для питья почти шарообразной формы на небольшом поддоне, иногда с конусообразной крышкой.

Канделябр — настольный осветительный прибор в виде большого подсвечника на несколько свечей.

Карнэ — небольшой плоский футляр с подъемной крышкой, содержащей костяные пластинки для записи и карандаш.

Кнопка для сыра — гладкая кнопка с круглой вогнутой шляпкой и плоской раздвоенной ножкой. Служила упором для пальца при нарезке сыра.

Несессер — набор мелких туалетных принадлежностей в футляре.

Паж — приспособление для удержания длинного шлейфа платья, в виде щипцов с кольцами на концах.

Уховертка (копоушка) –для очистки ушей от серы, в виде миниатюрной ложечки с округлой чашечкой и плоским стеблем.

Чарка — небольшой сосуд для питья крепких напитков круглый, низкий, иногда на поддоне или ножках-шариках с плоской полкообразной ручкой.

Л. Петриков, 2002 г.

www.adventure.ru

Также читайте:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *