Обол Харона в древней Москве

29 мая 2013

Античный обычай класть в могилу монеты для расчетов в мире мертвых был характерен и для средневековой России. В слоях некрополей того времени часто находят отдельные монеты, по которым можно определить период захоронения. Хотя давно уже православие было государственной религией, языческие долго сохранялись в народе, а нам остается только догадываться о их смысле.

В Москве 1999 г. на месте церкви Святой Троицы в Старых Полях и прилегающего средневекового городского некрополя (Третьяковский пр., д.1/2) в погребении были обнаружены серебряные монеты в количестве 40 экз. в виде двух спекшихся «столбиков». В результате проведенной реставрации монет и их определения установили, что все они являются копейками и чеканены во время правления царя Михаила Федоровича (1613 — 1645 гг.). Самая ранняя монета -1614 г., наиболее поздняя — 1643 г.

Все монеты изготовлены на Московском денежном дворе, кроме трех — чеканенных на Новгородском дворе. По мнению археологов, данная находка — это так называемый, «обол Харона» — платежное средство в мире мертвых. Однако, количество найденных монет для одного погребения очень велико. Возможно, такая крупная сумма денег является символом материальной обеспеченности погребенного человека.

Обычай «обола Харона» возник в античную эпоху на основе греческого погребального обряда. В могилу клали монету, чтобы мифический паромщик Харон переправил душу умершего человека через реку подземного царства Аида. Эта традиция характерна для многих народов. Следы погребального ритуала встречаются как в античных могилах Северного Причерноморья, так и в ранних погребениях Прибалтики, Центральной и Восточной Европы.

Этот погребальный обряд, существовавший на территории России, специально не исследовали. В отечественной археологии известно множество примеров находок монет, в основном, медных пул (или пулов), в слоях и могилах средневековых некрополей. При археологических раскопках в Великом Новгороде на Торговой стороне было вскрыто свыше 20 погребений, которые датировали XV в. по монетам, найденным при них. В Москве следы «обола Харона» встречались при археологических раскопках 1955 г. в Зарядье. На глубине 3,5 метров было раскопано погребение, где нашли 10 медных монет — пул. Известным московским археологом А.Г. Векслером при раскопках Кунцевского городища в погребениях и слоях средневекового некрополя было найдено 12 пул, в том числе одно редкое для погребального обряда Москвы — золотоордынское пуло с арабскими надписями.

Рассмотренные данные позволяют говорить о существовании в Москве погребального обряда — «обола Харона» на протяжении XIV — XVII вв. Для археологов ритуальные монеты в первую очередь являются хорошим датирующим материалом как для отдельных погребений, так и для всего археологического памятника в целом. Дальнейшее изучение данного погребального ритуала имеет важное научное значение как для археологии, так и для нумизматики и этнографии. Хотя давно уже православие было государственной религией, языческие долго сохранялись в народе, а нам остается только догадываться о их смысле.

В Москве 1999 г. на месте церкви Святой Троицы в Старых Полях и прилегающего средневекового городского некрополя (Третьяковский пр., д.1/2) в погребении были обнаружены серебряные монеты в количестве 40 экз. в виде двух спекшихся «столбиков». В результате проведенной реставрации монет и их определения установили, что все они являются копейками и чеканены во время правления царя Михаила Федоровича (1613 — 1645 гг.). Самая ранняя монета -1614 г., наиболее поздняя — 1643 г.

Все монеты изготовлены на Московском денежном дворе, кроме трех — чеканенных на Новгородском дворе. По мнению археологов, данная находка — это так называемый, «обол Харона» — платежное средство в мире мертвых. Однако, количество найденных монет для одного погребения очень велико. Возможно, такая крупная сумма денег является символом материальной обеспеченности погребенного человека.

Обычай «обола Харона» возник в античную эпоху на основе греческого погребального обряда. В могилу клали монету, чтобы мифический паромщик Харон переправил душу умершего человека через реку подземного царства Аида. Эта традиция характерна для многих народов. Следы погребального ритуала встречаются как в античных могилах Северного Причерноморья, так и в ранних погребениях Прибалтики, Центральной и Восточной Европы.

Этот погребальный обряд, существовавший на территории России, специально не исследовали. В отечественной археологии известно множество примеров находок монет, в основном, медных пул (или пулов), в слоях и могилах средневековых некрополей. При археологических раскопках в Великом Новгороде на Торговой стороне было вскрыто свыше 20 погребений, которые датировали XV в. по монетам, найденным при них. В Москве следы «обола Харона» встречались при археологических раскопках 1955 г. в Зарядье. На глубине 3,5 метров было раскопано погребение, где нашли 10 медных монет — пул. Известным московским археологом А.Г. Векслером при раскопках Кунцевского городища в погребениях и слоях средневекового некрополя было найдено 12 пул, в том числе одно редкое для погребального обряда Москвы — золотоордынское пуло с арабскими надписями.

Рассмотренные данные позволяют говорить о существовании в Москве погребального обряда — «обола Харона» на протяжении XIV — XVII вв. Для археологов ритуальные монеты в первую очередь являются хорошим датирующим материалом как для отдельных погребений, так и для всего археологического памятника в целом. Дальнейшее изучение данного погребального ритуала имеет важное научное значение как для археологии, так и для нумизматики и этнографии.

C. Петухов, 2002 г.

www.adventure.ru

Также читайте:

Твитнуть